Новые религии и оригинальные ответвления существующих религий появляются постоянно, хотя не всегда они становятся крупными.
Например, в 20 в. появились сотни новых релиозных движений. Некоторые наиболее заметные из них - это каодай, неоязыческие движения (наиболее крупные включают асатру, викку, родноверие), саентология, Церковь Всемогущего Бога, чхондогё.
В 19 в. появились такие крупные религиозные движения как бахаи и Церковь Иисуса Христа святых последних дней. В начале 19 в. в Бразилии был основан первый храм кандомбле. На рубеже 17-18 вв. сформировалась такая важная для карибского региона религия как вуду.
В постоянном появлении новых религий большую роль играет ряд факторов, но наиболее важных, как мне кажется, два.
Во-первых, это религиозный опыт людей, создающих новые религии - кому-то явился ангел, божество, кто-то пережил просветление и т.д. Хотя часто религиозный опыт вписывается в рамки существующих религий, он также обладает потенциалом к созданию новой религии.
Второй фактор - это постоянное изменение общества на многих уровнях. Так, появление новых технологий часто способствует созданию нового религиозного языка, примером чего является включение мифов о внеземных цивилизациях и НЛО во многие движения, сформировавшиеся во второй половине 20 в. Иными словами, из-за изменяющегося технологического окружения открываются возможности для принципиально нового взгляда на религию и религиозный опыт.
То же касается и социальных изменений. Религии - институты довольно консервативные. Всякая религия - продукт своей эпохи, отражающий её ценности, и религии, как правило, меняются медленнее, чем общество в целом. Новые религиозные движения в этом смысле часто оказываются ответом на новый социальный запрос. Например, в викке, появившейся в середине 20 в., божественное представлено как Бог и Богиня, т.е. сочетание мужского и женского начал - это отчасти является попыткой осмысления изменившейся роли женщины в обществе.
Очень интересное мнение спасибо.